В.Г. Короленко и Ф. В. Филонов: к истории одного террористического акта

История российского социума
Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена крайне актуальной и малоизученной в отечественной историографии проблеме формирования общественного мнения о революционном терроре в Российской империи в период революции 1905-1907 гг. и его влияния на размах террора на примере освещения сорочинских событий конца 1905 г. полтавской прессой. Методы: В работе используются хронологический, историко-типологический, историко-генетический, сравнительный методы исследования. Хронологические рамки статьи ограничены 1905-1907 гг.: от начала крестьянского восстания в Сорочинцах, инициировавшего информационную войну в прессе между либеральными и консервативными публицистами и до появления статьи В. Г. Короленко в «Русском богатстве», положившей ей конец. Историко-типологический метод позволяет проанализировать отношение к сорочинским событиям российской общественности, дать классификацию основных точек зрения на действия власти и на террор, представленных в полтавской периодической печати. Статья написана на основе архивных документов, большая часть которых впервые вводится в научный оборот, а также материалов периодической печати того времени. Результаты: В работе впервые реконструируются обстоятельства, вызвавшие к жизни статьи В. Г. Короленко: «Открытое письмо статскому советнику Филонову» и «Сорочинская трагедия». Показано, что полтавская либерально-демократической печать использовала эти события в информационной войне против власти. Факты революционного движения ею замалчивались, зато преувеличивалась жестокость власти в процессе его подавления. Она революционизировала край, способствовала размаху террора и мало помогала становлению правового государства. Талантливая публицистика В. Г. Короленко, направленная на борьбу с «беззаконием», в действительности не смогла преодолеть этих установок либерально-демократической печати. Консервативная публицистика, включившаяся в информационную войну на стороне власти, пытаясь более объективно освещать события, проигрывала левой печати в борьбе за общественное мнение. Применение: Материалы статьи могут быть использованы в процессе преподавания истории России в высшей и средней школах.