Вопросы политехнического образования в Российской империи в начале XX века

История российского социума
Авторы:
Аннотация:

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью всесторонне изучить проблемы политехнического образования в нашей стране в начале XX века. Методы: Методологическую основу статьи составляет принцип научной объективности при работе с источниками, исключающий влияние конъюнктуры при анализе и интерпретации эмпирических данных. Сравнительно-исторический, формально-логический и структурно-функциональный методы наряду с описательным позволили систематизировать значительный объем фактической информации, выявить основные тенденции думских дискуссий. Результаты: В статье проанализированы архивные документы Государственной Думы Российской империи. Раскрыты различные подходы к политехническому образованию со стороны представителей политических партий. Показаны основные направления дискуссий, касавшихся перспектив развития отечественной политехнической школы. Выявлены проблемы, мешавшие ее развитию, в том числе и недооценка важности политехнического образования. Архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Они дополняют и развивают наше представление об отечественной политехнической школе в начале XX века. Выводы: Реформа политехнического образования в России стала наиболее насущна после начала Первой мировой войны. Планы строительства системы политехнических школ в России так и не были осуществлены. Поэтому российская экономика не смогла в полной мере выполнить все оборонные задачи из-за недостаточного количества инженерно-технических специалистов. Применение: Материалы статьи могут использоваться для изучения истории реформ в высшей политехнической школе.